Требования

Дорогие друзья, 
в данном разделе вы можете познакомиться с требованиями, предъявляемыми по курсу. 


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ дисциплины «Психология»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА 
по направлению
44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование»
Профили: «Тифлопедагогика» («Начальное образование детей с нарушением зрения»), «Сурдопедагогика» («Начальное образование детей с нарушением слуха»), «Олигофренопедагогика» («Образование детей с интеллектуальной недостаточностью»), «Логопедия» («Начальное образование детей с нарушением речи»), «Специальная психология» («Психологическое сопровождение образования детей с проблемами в развитии»)

Квалификация (степень)  выпускника – бакалавр 



Форма обучения – очная 
Утверждено на заседании кафедры олигофренопедагогики и на заседании ученого совета
факультета коррекционной педагогики

Паспорт дисциплины  «Психология»»
Семестры: 1-2
Трудоемкость: 5 зачетных единиц; 180 часов
Форма аттестации: экзамен

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Психология»:

 Введение в общую психологию

Краткое содержание курса
1. Психология как наука. Объект и предмет психологии; взгляды на предмет психологии в исторической транспективе. Методы психологического исследования. Наблюдение и эксперимент как базовые методы психологии. Структура психологической науки, ее задачи.
2. Понятие о психике и ее эволюции. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Развитие психики в филогенезе. Основные функции психики. Сознание как высший уровень психического отражения. Понятие о самосознании. Я-концепция и самооценка личности. Неосознаваемые психические процессы. Измененные состояния сознания. Понятие о высших психических функциях в концепции Л. С. Выготского. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Теория бессознательного и идеи З. Фрейда.
3. Психологическая теория деятельности. Понятие и структура деятельности. Движение, действие, операция, поведение, поступок. Общение и деятельность. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Формы невербальной коммуникации; мимика, жесты, пантомимика, поза, походка, дистанция в общении.
4. Познавательные психические процессы. Ощущение как простейший психический процесс. Строение анализатора. Классификация ощущений. Понятие сензитивности. Сенсибилизация и десенсибилизация. Ведущие репрезентативные системы. Взаимосвязь ощущений и восприятия. Восприятие как целостное отражение предметов. Свойства восприятия. Представление как психический процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент. Типы и характеристики представлений. Память, ее виды. Процессы и закономерности памяти. Воображение как процесс преобразования представлений. Мышление и его типы (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Клиповое мышление. Мышление в структуре интеллекта. Факторы интеллектуального развития. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже. Речь и язык. Функции речи. Физиологические основы речи. Классификация речи.
5. Саморегуляция. Внимание и его виды. Свойства внимания. Нарушения внимания. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Проблема саморегуляции и выученной беспомощности.
6. Эмоции и чувства. Классификация эмоций. Основные функции эмоций. Феноменология переживания горя и утраты. Настроение. Психические состояния. Стресс и фрустрация. Аффект. Теория привязанности и явление депривации.
7.  Личность. Человек как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Отечественные и зарубежные подходы к личности (психоанализ, бихевиоризм и отечественная наука о поведении, гуманистическая психология, неофрейдизм, синтетические подходы, экзистенциальное направление, деятельностный подход, зарубежные и отечественные структурные теории, психология бытия, христианская психология). Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности.
8. Направленность и способности личности. Понятие о мотиве. Мотивация деятельности. Классификации потребностей и мотивов. Мотивация достижения и избегания неудач. Полимотивированность поведения и борьба мотивов. Задатки и способности. Виды и уровни развития способностей. Понятие индивидуального стиля деятельности.
9. Темперамент и характер. История развития учения о темпераменте. Типы темперамента и свойства нервной системы. Структура темперамента по В. М. Русалову. Взаимосвязь темперамента и характера. Классификации характера (К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, В. Н. Мясищев и др.). Акцентуации характера.

Тема 1. Психология как наука. Предмет психологии. Методы психологического исследования. Структура психологической науки, ее задачи (часы: лекции - 2, практические занятия - 2, самостоятельная работа - 4)

Предмет психологии. 
Психология как наука, изучающая закономерности проявления и развития психики. Методологические основы изучения человека. Развитие взглядов на предмет психологии. Борьба идеалистических и материалистических представлений о природе психического. Психофизическая и психофизиологическая проблема в структуре предмета психологической науки, материалистическое решение психофизической проблемы: психика – особая форма отражения субъектом объективной действительности.
Основные функции психики – отражение воздействий окружающей действительности; регуляция поведения и деятельности; осознание человеком своего места в окружающем мире. Функции психического отражения: - ориентировка; - моделирование объективного мира; - оценочная функция: определение степени вероятности удовлетворения потребностей субъекта; - планирование и регуляция действий; - адаптация к постоянно меняющейся среде.

Подход Б.Г.Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность». Первичные и вторичные свойства человека как индивида. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта  деятельности. Понятия «сознание» и «деятельность».
Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психики. Основные характеристики психических состояний: длительность, направленность, устойчивость, интенсивность. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.   

Этапы развития представлений о предмете психологии.  
Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Житейская психология как основа донаучных психологических знаний. Идеалистические и материалистические воззрения античных философов. Полемика о первичности материального и нематериального. Механистический материализм Демокрита. Ощущения как результат «взаимодействия атомов души и атомов окружающих вещей». Учение о душе Аристотеля. Понятие об «энтелехии». Морально-этические аспекты учения о душе Сократа и Платона. Картезианская философия и дуализм Р.Декарта.
  
Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Два источника знания в учении Дж.Локка о рефлексии. Интроспективная психология. Суть интроспективного наблюдения. Первая экспериментальная психологическая лаборатория Вундта. Современное представление о роли и месте методов наблюдения и самонаблюдения в психологии.

Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. – настоящее время). Этап формирования первых  психологических парадигм. Кризис психологии (10-30-е гг. XX в.). Основные направления развития психологической науки.
Бихевиоризм как наука о поведении. Основные положения учения Дж.Уотсона о психологии поведения. Представление о поведении человека как о системе реакций в воззрениях бихевиористов. Экспериментальные исследования в рамках бихевиоризма. «Промежуточные переменные» в теории Э.Толмена. Явления инструментальных, или оперативных, условных реакций в учениях Э.Торндайка и Б.Скиннера. Значение бихевиоризма для развития современной психологии. Становление отечественной психологии. Развитие психологической мысли в России в XVIII в. Психологические воззрения М.В.Ломоносова. Развитие отечественной психологии в  XIX в. Работа И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» и ее значение для становления российской психологии. Роль трудов И.П.Павлова для развития психологической мысли в России. Вклад А.Ф.Лазурского, Н.Н.Ланге, Г.И.Челпанова в развитие отечественной психологии на рубеже  XIX-XX вв. становление советской психологии. Психологические школы С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Р.Лурии. Труды советских психологов в 1930-60-е гг., современные психологические школы в России.
Современный этап. Гештальтпсихология. Глубинная психология З.Фрейда. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Гуманистическая психология. Многообразие подходов к сущности психики. Превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний. Диалектико-материалистический и идеалистический взгляды на происхождение психики в современной психологии. 

Структура психологической науки, ее задачи. 
Взаимосвязь психологии и современных наук. Взгляды Б.Г.Ананьева на психологию как интегратор всех сфер человекознания. Психология и философия. Эпистемология. Взаимопроникновение психологии и социологии. Взаимосвязь и противоречие педагогики и психологии. Общее представление о педологии. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936 г.) и его последствия для развития психологической науки в России.  Взаимосвязь психологии и истории. Исторический метод. Роль и место психологии в развитии технических наук. Связь психологии с медицинскими и биологическими науками.

Использование достижений современной психологии в различных сферах практики (в обучении, воспитании, медицине, управлении, производстве и т.д.). Задачи психологической науки. Перспективы ее развития.
  
Структура современной психологической науки. Основные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. Психологическая теория и психологическая практика. Общая психология, ее предмет. Области исследований возрастной, дифференциальной, педагогической, социальной, специальной психологии, психологии труда, медицинской и др., их взаимосвязь. Основные направления практической психологии. Сферы практического применения психологических знаний.

Методы психологического исследования.  
Единство методологии, методов и методик исследования. Общие методологические принципы научного изучения психических явлений: объективность изучения психики, проверка изучаемых закономерностей на практике, исследование психических явлений в процессе деятельности, изучение всех психологических феноменов в развитии - филогенетическом и онтогенетическом. Идея С.Л.Рубинштейна о необходимости педагогизации психологического изучения ребенка: введение активного формирующего воздействия в психологические исследования – особый принцип отечественной психологии.

Основные методы психологических исследований. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, включенное наблюдение, самонаблюдение, опрос (письменный, устный, свободный). Объективные методы количественной оценки психических явлений. Основные типы психологических тестов. История создания тестов. Проективные тесты. Эксперимент (лабораторный, естественный). Общее представление о методах моделирования.


Тема 2. Понятие о психике и ее эволюции. Происхождение и развитие сознания человека. Неосознаваемые психические процессы (часы: лекции - 2, практические занятия - 0, самостоятельная работа - 2)

Понятие о психике и ее эволюции. 
Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Природа и механизмы психических явлений. Развитие психики в филогенезе. Раздражимость. Чувствительность и ощущения, их свойства и основные различия по сравнению с раздражимостью. Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды.

Сознание как высший уровень психического отражения. Самосознание, его роль в формирование поведения человека. Основные функции психики. Обеспечение адаптации к условиям внешней среды – интегративная функция психики. Общие проблемы происхождения психики человека.
Развитие психики животных. Инстинктивное поведение животных и стадия элементарного поведения. Роль свойств внешних раздражителей в формировании поведения животных, находящихся на уровне элементарной сенсорной психики. Учение И.П.Павлова об условных и безусловных рефлексах. Стадия навыков и предметного восприятия, ее основные особенности. Стадия интеллектуального поведения. Концепция Леонтьева-Фабри. Идеалистические воззрения П.Шардена на проблему развития психики животных.

Происхождение и развитие сознания человека. 
Понятие о сознании. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции. Активность и интенциональность – основные характеристики сознания. Рефлексия и мотивационно-ценностный характер сознания. Самосознание как высшая форма проявления сознания.  Роль труда в формировании и развитии сознания человека. Концепция А.Н.Леонтьева. Культурно-историческая концепция развития психики человека. Понятие о высших психических функциях в концепции Л.С.Выготского.
Развитие психики человека. Общие характеристики стадий развития психики человека. Физиологические основы развития психики человека. Человек как сложное развивающееся единство физиологического и психического. Функционирование нервной системы - предпосылка развития личности. Неоднозначность роли биологических факторов в формировании личности. Значение анатомических и функциональных аномалий в деятельности нервной системы на психическое развитие человека. Общие закономерности психического развития аномального и нормального ребенка.

Неосознаваемые психические процессы. 
Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Классификация неосознаваемых процессов. Неосознаваемые механизмы и действия. Концепция неосознаваемой установки Д.Н.Узнадзе. Неосознаваемые  побудители сознательных действий. Исследования неосознаваемых процессов З.Фрейдом. Теория бессознательного. Механизмы вытеснения и сопротивления. Надсознательные процессы. Соотношение сознательных и надсознательных процессов. Иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены.

Тема 3. Психологическая теория деятельности. Общение и деятельность (часы: лекции - 2, практические занятия - 2, самостоятельная работа - 4)

Психологическая теория деятельности. 
Общая психологическая теория деятельности. Понятие деятельности. Побудительные причины деятельности. Цель деятельности. Воля и внимание в деятельности. Специфика и виды человеческой деятельности. Деятельность и развитие человека. Разработка и развитие теории деятельности в трудах российских ученых. Основные понятия психологической теории деятельности. Структура деятельности. Действие как центральный компонент деятельности. Основные характеристики действия. Основные принципы психологической теории деятельности. Условия деятельности. Понятие об операциях. Автоматические действия и навыки. Творчество. Адаптация и дезадаптация. Общение и деятельность. Общение и межличностное взаимодействие. Основные задачи межличностного взаимодействия. Структура общения. Функции общения.

Информационно-коммуникативная функция общения. Регуляционно-коммуникативная функция общения. Аффективно-коммуникативная функция общения. Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Средства общения. Формы невербальной коммуникации. Субъект и объект межличностного познания. Основные механизмы взаимопонимания в процессе общения: идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция. Общение в группах и коллективах.


Тема 4. Познавательные психические процессы.  Ощущения. Восприятие.  Представление. Память. Воображение. Мышление. Речь (часы: лекции - 4, практические занятия - 4, самостоятельная работа - 8)

Ощущение.  
Общее понятие об ощущении. Общее место и роль познавательных психических процессов в жизни человека. Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Физиологические механизмы ощущения. Понятие об анализаторах. Рефлекторный характер анализатора. Учения об ощущении.  

Общее представление о классификации ощущений. Систематическая классификация ощущений А.Р.Лурии.  Экстероцептивные  ощущения. Интероцептивные ощущения. Проприоцептивные ощущения. Контактные и дистантные ощущения. Классификация ощущений Б.М.Теплова. Понятие о модальности ощущений. Классификация ощущений по модальности. Основные свойства и характеристики ощущений. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Абсолютная чувствительность и чувствительность к различию. Абсолютный и относительный пороги ощущений. Характеристика основных видов ощущений. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Взаимодействие ощущений одного вида, взаимодействия между ощущениями различных видов. Понятие о сенсибилизации. Явление синестезии. Развитие ощущений. Генетическая предрасположенность и возможность развития ощущений.

Восприятие. 
Понятие о восприятии. Взаимосвязь ощущений и восприятия. Восприятие как целостное отражение предметов. Теории распознавания образов. Восприятие как сложный перцептивный процесс. Физиологические механизмы восприятия. Рефлекторная основа восприятия по И.П.Павлову.

Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность. Структурность, апперцепция, активность. Осмысленность восприятия.

Виды восприятия. Основные классификации восприятия. Классификации по модальности.  Восприятие пространства. Пространственные свойства предметов: величина, форма предметов, положение в пространстве. Факторы, влияющие на восприятие величины предмета. Константность и контрастность предметов. Перенесение свойства целого на его отдельные части. Особенности восприятии формы предмета. Механизмы ориентации в пространстве. Восприятие движения и времени. Механизмы восприятия движения. Механизмы восприятия времени. Факторы, определяющие восприятие времени.
Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей. Законы восприятия. Предмет и фон в восприятии. Взаимоотношение целого и части в восприятии. 

Представление. 
Представление как психический процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент. Типы представлений: представления памяти, представления воображения. Механизмы возникновения представлений. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство. Представления как результат обобщения образа. Общие и частные представления. Виды представлений. Классификация представлений по модальности. Классификация представлений по содержанию и степени обобщенности. Индивидуальные особенности представления и его развитие. Этапы формирования представлений у людей. Условия развития представлений. 

Память. 
Память как психический процесс. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение. История исследования процессов памяти. Понятие об ассоциациях. Труды Аристотеля. Ассоциативная психология Д.Юма, У.Джемса, Г.Спенсера. Проблема ассоциаций в трудах И.М.Сеченова и И.П.Павлова. Проблема памяти в гештальтпсихологии. Проблемы памяти в исследованиях представителей бихевиоризма и психоанализа. Смысловая теория А.Бине и К.Бюлера. проблема формирования высших форм памяти в исследованиях Ж.Пиаже и Л.С.Выготского. Физиологические основы памяти.
Основные виды памяти. Классификация отдельных видов памяти: по характеру психической активности. По характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения материала. Двигательная память. Эмоциональная память. Образная память. Словесно-логическая память. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память.

Основные процессы и механизмы памяти. Основные виды запоминания: произвольное и непроизвольное. Заучивание. Понятие о мнемической деятельности. Осмысленное и механическое запоминание. Метод повторения. Способы запоминания. Динамическое и статическое сохранение информации. Воспроизведение как процесс воссоздания образа. Преднамеренное и непреднамеренное воспроизведение. Припоминание. Узнавание и его отличие от воспроизведения. Связь процессов узнавания и воспроизведения с мышлением и волей. Основные формы забывания. «Уровни памяти». Закон забывания Эббингауза. Способы замедления процессов забывания.
Индивидуальные особенности памяти и ее развитие. Различия в продуктивности заучивания. Исследования феноменальной памяти, проведенные А.Р.Лурией. Типы памяти. Зрительная память. Слуховая память. Двигательная память. Смешанные типы памяти. Зависимость типов памяти от особенностей воспитания. Основные периоды развития памяти.

Воображение. 
Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности. Воображение как процесс преобразования представлений. Механизмы процесса воображения. Роль воображения в жизни человека. Физиологические основы воображения.

Виды воображения. Классификация воображения по степени преднамеренности: произвольное и непроизвольное воображение. Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Мечта. Пространственное воображение. Активное и пассивное воображение. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Основные этапы  формирования воображаемых образов. Анализ, абстрагирование, синтез. Агглютинация как механизм формирования образов воображения. Схематизация и акцентировка.
Индивидуальные особенности воображения и его развитие. Различия между людьми  по степени развития воображения и по типу представлений, которыми они оперируют чаще всего. Характеристика степени развития воображения. Основные типы воображения. Этапы развития воображения. Индивидуальный характер развития воображения. Воображение и творчество. Общее представление о творчестве. Значение воображения для творчества. Концепция Т.Рибо. Этапы творчества по Г.Уоллесу. Уровни творческих задач по Г.С.Альтшуллеру.

Мышление. Основные характеристики мышления. Мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. Взаимосвязь мышления и речи. Процесс выражения мысли словами по Л.С.Выготскому. Физиологические основы мышления.

Классификация мышления: теоретическое и практическое. Особенности основных типов мышления – понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного.
Основные формы мышления. Понятие. Общие и единичные понятия. Процессы усвоения понятий. Факторы, способствующие усвоению понятий.  Осознание и понимание.  Особенности понимания. Умозаключение  как высшая форма мышления.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления. Психологические теории мышления. Понятие об интеллекте. Интеллект и поведение человека.  Разработка проблемы интеллекта в гештальтпсихологии. Врожденное и приобретенное в проблеме интеллекта. Проблема мышления в работах отечественных ученых А.А.Смирнова, А.Н.Леонтьева. П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова и др. экспериментальные исследования А.Бине и Т.Симона. Тест Стенфорд - Бине.  Тест Векслера. Критериально-ориентировочные тесты. Тесты достижений. Экспериментальная концепция Дж.Гилфорда.
Основные виды умственных операций. Суть операции сравнения. Непосредственное и опосредованное сравнение. Ошибки сравнения. Умозаключение по аналогии. Анализ и синтез как основные операции мышления. Взаимосвязь анализа и синтеза с другими умственными операциями. Абстракция как процесс отвлечения. Особенности усвоения абстрактных понятий. Конкретизация как процесс представления единичного. Суть индуктивного умозаключения. Понятие дедукции. Ошибки умозаключения.
Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление. Условия творческого мышления. Предположение. Практическое мышление. Концепция творческого мышления Дж.Гилфорда. Критическое и творческое мышление.

Развитие мышления. Основные этапы формирования мышления. Филогенетический и онтогенетический аспекты развития мышления. Теория развития интеллекта Ж.Пиаже. Теория развития и формирования умственных операций П.Я.Гальперина. Исследования  проблемы формирования понятий, проведенные Л.С.Выготским и Л.С.Сахаровым. Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития Клара и Уоллеса.

Речь. 
Общая характеристика речи. Речь и язык. Лексический, грамматический и фонетический состав языка. Слово и его значение. Речь как процесс словесного общения. Эмоционально-выразительная сторона речи. Смысловой подтекст. Развитие речи в филогенезе: комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь.

Физиологические основы речи. Физиологические системы речи: периферические и центральные. Центры Вернике и Брока.

Теоретические проблемы происхождения речи. Соотношение врожденных и сформированных структур речи. Теория научения. Теория специфических задатков Н.Хомского. Теория Ж.Пиаже. Теория Л.С.Выготского. проблемы взаимоотношения мышления и речи.
Основные виды речи. Устная и письменная речь. Разговорная и диалоговая речь. Монолог. Пассивная и активная речь. Кинетическая речь. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Развитие речи у ребенка. Основные этапы формирования речи в онтогенезе. Роль взрослого в формировании речи ребенка. Развитие речи в процессе изучения языка.


Тема 5. Внимание. Воля. Эмоции и чувства. Психические состояния (часы: лекции - 2, практические занятия - 4, самостоятельная работа - 6)

Внимание. 
Понятие о внимании. Внимание как психический феномен. Основные характеристики внимания. Внимание и сознание. Физиологические механизмы внимания и ориентировочный рефлекс. Классификация теорий внимания по Н.Н.Ланге, теория внимания Т.Рибо. Концепция внимания П.Я.Гальперина. Концепция установки Д.Н.Узнадзе и внимание.
Основные виды внимания. Непроизвольное внимание и побуждающие его факторы.  Особенности произвольного внимания. Социальные факторы произвольного внимания.  Послепроизвольное внимание.
Основные свойства внимания и их характеристика.  Психофизиологические характеристики устойчивости внимания и его основные условия.  Методы изучения устойчивости внимания. Концентрация и распределение внимания. Методы изучения распределения внимания. Переключаемость и объем внимания. Методы исследования объема внимания. Отвлекаемость и ее физиологические основы.  Мнимая и подлинная рассеянность.
Развитие внимания. Основные этапы развития внимания ребенка. Факторы, определяющие развитие внимания (по Л.С.Выготскому).

Воля. 
Общая характеристика волевых действий. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Произвольные и непроизвольные движения. Особенности произвольных движений и действий. Характеристика волевых действий. Связь воли и чувств.
Основные психологические теории воли. Проблема воли в работах античных философов. Проблема воли во времена средневековья. Концепция «свободы воли» в эпоху Возрождения. Экзистенциализм – «философия существования». Подход И.П.Павлова к рассмотрению проблемы воли. Трактовка воли с позиции бихевиоризма. Концепция воли в работах Н.А.Бернштейна. Психоаналитические концепции воли.

Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Физиологические основы воли. Апраксия и абулия. Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий. Роль потребностей, эмоций, интересов и мировоззрения в формировании волевых действий.

Структура волевых действий. Компоненты волевых действий. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание, цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения. Типы решительности по Джемсу. Борьба мотивов и исполнение принятого решения.

Волевые качества человека и их развитие. Основные качества воли. Самоконтроль и самооценка. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка. Роль сознательной дисциплины в формировании воли.

Эмоции и чувства. 
Виды эмоций и их общая характеристика. Чувственный тон ощущения. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Основные характеристики эмоций. Основные виды эмоций. Классификация эмоций. Амбивалентность эмоций. Высшие чувства. Основные характеристики настроений.

Физиологические основы и психологические теории эмоций. Проблема эмоций в XVIII – XIX вв. Концепции И.Ф.Гербарта, В.Вундта. Концепция происхождения эмоций Ч.Дарвина. Теория эмоций Джемса-Ланге. Теория эмоций У.Кэннона. Активационная теория Линдсея-Хебба. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Информационная концепция эмоций П.В.Симонова. Физиологические основы эмоций. Роль второй сигнальной системы в формировании эмоций.

Роль эмоций в регуляции поведения и деятельности. Основные функции эмоций: установление связи, взаимоотношения между ходом событий, совершающихся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей и течением внутренних органических процессов, от которых зависит жизнь организма.
Сущность и функции чувств. Формирование чувств через отношение человека к другим людям. Связь эмоций и деятельности. Классификация чувств. Направленность чувств. Свойства чувств. Культура чувств как элемент культуры современного человека.

Развитие эмоций и их значение в жизни человека. Органические потребности как первичные побудители эмоциональных проявлений у детей. Факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций.  Фрустрация как механизм формирования эмоций. Роль взрослых в формирований эмоций и эмоциональных состояний у детей. Закономерности формирования высших чувств. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях. Регуляция эмоциональных состояний.

Психические состояния. 
Психические состояния – определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, уровень динамического взаимодействия организма с внешней средой. Физиологические основы психических состояний: ретикулярная формация, лимбическая система, фронтальные зоны коры больших полушарий.

Свойства психических состояний: целостность, подвижность, относительная устойчивость, взаимосвязь с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальное своеобразие и типичность, полярность.

Классификация психических состояний: а). в зависимости от роли личности и ситуации в их возникновении – личностные и ситуативные; б). в зависимости от доминирующих компонентов (познавательные, эмоциональные, волевые); в). в зависимости от степени глубины состояния (глубокие и поверхностные); г). в зависимости от времени протекания (кратковременные, затяжные, длительные); д). в зависимости от характера влияния на человека (положительные, отрицательные; стенические и астенические); е). в зависимости от степени осознанности (осознанные и недостаточно осознанные); ж). в зависимости от адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Положительные психические состояния человека (творческое вдохновение, познавательный интерес, сосредоточенность внимания, профессиональная заинтересованность). Отрицательные психические состояния и их предупреждение (аффекты, стресс, фрустрация, тревога). Понятие об эмоциональном стрессе.

Специфические состояния психики человека: бодрствование-сон; медитация; гипноз; вера; эйфория-дисфория.
Роль психических состояний в деятельности человека. Проблема регуляции психических  состояний.


Тема 6. Личность. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности. Психические свойства личности (часы: лекции - 4, практические занятия - 2, самостоятельная работа - 6)

Личность. 
Общее понятие о личности. Определение и содержание понятия «личность».

Центральное место проблемы личности в психологии. Уровни иерархии человеческой организации. Соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность». Структура личности: направленность, способности, темперамент, характер.
Взаимосвязь социального и биологического в личности. Проблема взаимодействия биологического, социального и психического. Концепция структуры личности К.К.Платонова. Структурный подход А.Н.Леонтьева. Концепция личности А.В.Петровского. Проблема личности в работах Б.Г.Ананьева. Комплексный подход Б.Ф.Ломова к исследованию личности.

Формирование и развитие личности. Классификация концепций личности. Концепция развития личности Э.Эриксона. Социализация и индивидуализация как формы развития личности. Первичная и вторичная социализация. Инкультурация. Саморазвитие и самореализация личности. Устойчивость личностных свойств.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности. 
Теории личности. Основные периоды развития психологии личности. Проблема личности в трудах античных философов. Исследования проблем личности в XIX в. (клинический период). Классификация теорий личности Р.С.Немова. Теории личности фрейдизма и неофрейдизма - психодинамическая и аналитическая теории личности. (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, Г.С.Салливан).  Проблема личности в гуманистической психологии - гуманистическая теория личности (К.Роджерс. Г.Олпорт, А.Маслоу). Когнитивная теория личности. Поведенческая теория личности. Деятельностная теория личности. Диспозициональная теория личности. Французская социологическая школа. Концепция личности П.Жане.

Методология экспериментальных исследований личности. Способы сбора экспериментальной информации о личности. Факторный подход к оценке личностных черт. Типологический подход. Использование методов математического анализа в исследовании личности Работы Г.Олпорта и Р.Кетелла. Типологический подход С.Хатуэя и Дж.Маккинли.


Тема 7. Направленность и мотивы деятельности личности. Способности. Темперамент. Характер (часы: лекции - 2, практические занятия - 4, самостоятельная работа - 6)

Направленность и мотивы деятельности личности. 
Понятие направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Понятие о мотиве. Проблема мотивации деятельности человека. Понятие о потребности. Цель деятельности. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.

Психологические теории мотивации. Проблема мотивации в работах античных философов. Иррационализм. Теория автомата. Роль эволюционной теории Ч.Дарвина в развитии проблемы мотивации поведения человека. Теория инстинктов. Теория биологических потребностей человека. Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Классификация человеческих потребностей по А.Маслоу. Мотивационные концепции второй половины XX в. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н.Леонтьева.

Основные закономерности развития мотивационной сферы. Механизмы развития мотивов по А.Н.Леонтьеву. Основные этапы формирования мотивационной сферы у детей. Особенности первых интересов детей. Особенности формирования мотивационной сферы в дошкольном и школьном возрасте. Роль игры в формировании мотивационной сферы.

Мотивированное поведение как характеристика личности. Мотивация достижения и избегания. Уровень притязаний и самооценка. Особенности проявления мотивов аффилиации и власти. Мотив отвержения. Просоциальное поведение. Агрессия и мотив агрессивности. Типы агрессивных действий по А.Бандуре. Тенденции к агрессии и тенденции к подавлению агрессии. 

Способности. 
Общая характеристика способностей человека. Понятие о способности. Определение способностей по Б.М.Теплову. Соотношение способностей и успешности обучения. Способности и развитие человека. Классификация способностей. Характеристика общих способностей. Теоретические и практические способности. Учебные и творческие способности.

Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Основная классификация уровней развития способностей. Врожденные задатки и генотип. Развитие задатков как социально обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности. Соотношение общих и специальных способностей. Одаренность. Компенсация способностей. Мастерство и талант. Гениальность.

Природа человеческих способностей. Первые теории способностей. Френология. Концепции способностей Ф.Галлея и Ф.Гальтона. Близнецовый метод в исследовании способностей. Роль особенностей воспитания в развитии способностей. Концепция способностей К.А.Гельвеция. Биосоциальная природа способностей человека.

Развитие способностей. Основные этапы развития способностей. Роль игры в формировании способностей. Особенности семейного воспитания и развитие способностей. Условия макросреды и развитие способностей. Проблема профориентации. Классификация профессиональной пригодности и классификация профессий по Е.А.Климову.

Темперамент.  
Понятие о темпераменте. Темперамент как свойство личности. Определение темперамента по Б.М.Теплову. Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический. Соотношение темперамента и способностей.

Краткий обзор учений о темпераменте. Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э.Кречмера. Концепция типов телосложения и темперамента по У.Шелдону. Исследования проблемы темперамента в трудах И.П.Павлова. Основные свойства темперамента и их проявления по Б.М.Теплову. Концепция темперамента В.М.Русалова.
Физиологические основы темперамента. Свойства нервной системы как основа темперамента. Учение И.П.Павлова. Сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Типы нервной системы по И.П.Павлову. Исследования свойств нервной системы, проведенные Б.М.Тепловым и В.Д.Небылицыным.

Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности. Принципы составления психологических характеристик типов темперамента. Психологические характеристики типов темперамента по Я.Стреляу. Особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека.

 Характер.
 Понятие о характере. Определение характера. Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Проявление характера через деятельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Мотивационные и инструментальные черты характера.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Типология характера как центральная проблема экспериментальных исследований и теоретических поисков. Различные проявления «характерологии». Концепция К.Леонгарда и А.Е.Личко. Классификация типов характера по Э.Фромму. Типология характера по К.Юнгу. Взаимосвязь характера и темперамента.

Формирование характера. Особенности формирования характера в детском возрасте. Сензитивный период для формирования характера. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера. Особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание. Роль труда в формировании характера.


ВИДЫ РАБОТ

  1. Доклады - устные сообщения по теме занятия.
  2. Конспекты по заданным темам и по литературе.
  3. Дискуссии по результатам прочтения обязательной литературы.
  4. Контрольные работы и фронтальные опросы.
  5. Составление терминологических словарей; самостоятельные работы на владение терминами.
  6. Составление аннотированных каталогов по темам курса.
  7. Составление справочника по основным концепциям личности.
  8. Творческие работы: просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением; выполнение творческих заданий.
  9. Заполнение методик.
  10. Посещаемость и участие в групповых формах работы на занятиях.

Соответствие тем занятий и домашних работ

Тема 1. Терминологический словарь по теме "Развитие представлений о предмете психологии". Конспект (мини-проект) "Методы психологических исследований". Фильмы "Фрейд", "Эксперимент". Доклады "Эксперимент", "Тесты", "Наблюдение и интроспекция", "Опрос", "Проективные тесты". Обязательная литература для конспектирования и обсуждения - Уотсон Дж. Бихевиоризм.
Тема 2. Обязательная литература для конспектирования - Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. СПб., 2009. Фильмы "Конрад Лоренц: Гусиный отец", "Три лица Евы", "Лев Выготский: Неклассический психолог".
Тема 3. Доклады "А.Н.Леонтьев: Проблемы развития психики и деятельностный подход в психологии", "А.Пиз: язык телодвижений", "Д.Н.Узнадзе: теория установки". Терминологический словарь по теме "Деятельность и общение". Фильм "Джон". 
Тема 4. Обязательная литература для конспектирования и обсуждения - Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти". Фильмы "Король говорит", "Стажер", "Клиповое мышление", "Звездочки на земле", "Музыка не смолкала". Доклады "Фигура и фон, части и целое: Психология восприятия", "Представление как психический процесс", "История изучения памяти", "Воображение и творчество", "Экспериментальные исследования мышления", "Теория Ж.Пиаже".
Тема 5. Обязательная литература для конспектирования и обсуждения - Изард К. Психология эмоций; Василюк Ф.Е. Пережить горе. Составление словаря чувств и эмоций. Фильмы "Психология чувств. Обида", "Психология чувств. Зависть", "Тайны любви". Доклады "Психология страха и тревоги",  "Эмоциональное выгорание", "Стресс", "Концепция внимания П.Я.Гальперина".
Тема 6. Составление справочника по основным концепциям личности. Составление аннотированного каталога по теме курса. Доклады "Концепция личности К.К.Платонова", "Концепция личности А.В.Петровского", "Подход Б.Ф.Ломова к исследованию личности", "Классификация теорий личности Р.С.Немова", "Психоаналитические концепции личности: З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни", "Когнитивная теория личности", "Концепция личности во французской социологической школе", "Личность в гуманистической психологии: К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Олпорт).
Тема 7. Методика ОСТ Русалова. Обязательная литература для конспектирования и обсуждения - Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера. Доклады "Исследования способностей Б.М.Теплова"


Технологическая карта

  1. Доклад - до 10 баллов.
  2. Творческие работы (эссе, фильмы, коллажи и проч.) - до 3 баллов.
  3. Обязательная литературы до 5-10 баллов.
  4. Словари терминов, конспекты - до 5-10 баллов.
  5. Участие в исследовании - 5 баллов.
  6. Контрольная работа - до 10 баллов.
  7. Прочее.

ЛИТЕРАТУРА


а) основная литература:  

    1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. -  М., 2002. 
    2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2008.
    3. Лурия А.Р.Лекции по общей психологии. - СПб., 2009. 
    4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007.
    5. Психология: Учебник для вузов / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 2005.
    6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2007.

б) дополнительная 


  1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2002.
  2. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
  3. Ильин Е.П.Психология воли. – СПб., 2000
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000
  5. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии. – М., 2010.
  6. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. – СПб., 2007.
  7. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. Практическое руководство. Под ред. И.А. Баевой. – СПб., 2006. 
  8. Панферов В.Н. Психология человека: Учебное пособие. – СПб., 2002. 
  9. Педагогическая психология. Хрестоматия /Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб., 2006
  10. Рогов Е.И. Психология для студентов вузов. – М., 2004.
  11. Роджерс К., ФрейбергДж. Свобода учиться / Под ред. А. Б. Орлова. -М.,2002.
  12. Рубинштейн С.Л.  Основы общей  психологии.   – СПб.: Педагогика, 1999.
  13. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб., 2003
  14. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2004.
  15. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов на/Д., 2004 
  16. Такман Б. У. Педагогическая психология: от теории к практике. — М., 2002.
  17. Ткачева М.С. Педагогическая психология: конспект лекций. – М., 2006.
  18. Хилько М. Е, Ткачева М. С. Возрастная психология. Краткий курс лекций. – М., 2011.
  19. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М., 2001.
  20. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999.
  21. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.







Далее для студентов-психологов представлены технологическая карта по предмету "Общая психология с практикумом (ОПП)", основные дидактические единицы, вопросы к зачету


Технологическая карта
Количество баллов рассчитано на 1 семестр, общее количество семестров – 3
№ п/п
Виды работ
Максимальное количество баллов
Примечан.
Обязательные виды работ
1.     
Посещаемость
10*
По 5 баллов на лекции и ПЗ
2.     
Доклады
10
Количество докладов не ограничено
3.     
Проверочные срезы на владение основными понятиями курса (фронтальные опросы или словарные диктанты)
10*

4.     
Участие в выполнении заданий для работы в микрогруппах – в форме групповых дискуссий, коллективного творчества и т. д. (по «Программе»[1] и «Практикуму»[2])
10*

5.     
Конспекты обязательной литературы
3
Общее кол-во конспектов – 9; студент должен выполнить не менее половины (15 баллов)
6.     
Контрольная работа по итогам каждой темы
5
Общее кол-во контрольных работ – от 2 до 6 (число работ уточняется преподавателем в начале семестра), до 30 баллов
Дополнительные (ресурсные) бонусы[3]
7.     
Задания по «Практикуму»
5

8.     
Промежуточные проверочные срезы по ответам на контрольные вопросы (фронтальный опрос по «Программе» или «Практикуму»)
10*

9.     
Творческие самостоятельные работы
5

10.  
Практические задания («Психологический портрет», участие в проведении прикладных научных исследований)
5

11.  
Аннотирование литературы и других ресурсов по актуальным проблемам общей психологии
5

12.  
Рефераты по персоналиям
3

13.  
Участие в инновационных проектах (интерактивные и сетевые формы работы)
5

Звёздочкой (*) отмечены виды работ, в которых баллы рассчитываются по итогам семестра. На каждом занятии преподаватель отмечает, участвовал ли студент в работе данного вида.
Максимальный балл по любому виду работ студент получает только в случае полного соответствия выполненной работы предъявляемым требованиям (см. Критерии оценки работ).
Студент допускается к экзамену в том случае, если набирает от 100 баллов и выше в каждом семестре. В этом случае он получает оценку «удовлетворительно» и допускается к экзамену.

Критерии оценки различных видов работ
Критерии оценки доклада:
  1. Оформление ссылок на использованные источники (в соответствии с ГОСТом Р 7.0.5-2008)
  2. Опора на научные источники информации
  3. Доклад должен быть представлен своевременно
  4. Сообщение в устной форме, доклад не зачитывается, а рассказывается
  5. Четкость и структурированность изложения
  6. Наличие иллюстративных материалов (раздаточные материалы, презентации)
  7. Приветствуется наличие текста доклада или вспомогательных материалов (ксерокопии источников, конспект, информация на электронных носителях, проч.)
  8. В конце устного сообщения формулируется дискуссионный вопрос по тематике доклада
Максимальная оценка – 10 баллов

Критерии оценки при проведении проверочных срезов на владение основными категориями курса
При проведении среза в устной форме (фронтальный опрос) учитываются:
  1. Правильность и точность даваемых определений
  2. Системность в овладении основными понятиями курса
  3. Культура речи
При проведении среза в виде словарного диктанта (10 диктантов в течение семестра) начисляется:
1 балл – при наличии диктанта, содержащего 75% правильных ответов
0 баллов – диктант отсутствует либо содержит более 25% ошибок
Максимальная оценка – 10 баллов в течение семестра

Критерии оценки участия в выполнении заданий для работы в микрогруппах:
  1. Владение терминологией данной и предшествующих тем курса
  2. Обоснованность и логичность суждений
  3. Профессиональная эрудированность
  4. Уважительное отношение к другим участникам групповых форм работы
  5. Способность к формулировке проблем, вопросов (чувствительность к противоречиям)
Максимальная оценка – 10 баллов в течение семестра

Критерии оценки конспекта:
  1. Отражение в конспекте основного содержания изучаемого источника информации
  2. Оформление постраничной ссылки на источник информации (в соответствии с ГОСТом Р 7.0.5-2008)
  3. Творческий подход к выполнению конспекта
  4. Способность пересказать содержание конспекта и ответить на вопросы по нему
  5. Соблюдение правил цитирования
  6. Вывод, отражающий отношение обучающегося к содержанию законспектированного источника информации
Максимальная оценка – 3 балла

Критерии оценки контрольной работы
Каждая контрольная работа имеет два уровня сложности. Выполнение обоих уровней первоначально оценивается в «сырых баллах», или очках. Первый уровень (уровень знания) оценивается по 1 очку за каждое правильно выполненное задание. На втором уровне (уровне понимания) выполнение каждого задания оценивается в 2-4 очка в зависимости от его сложности («стоимость» каждого задания зафиксирована в методических рекомендациях по проведению контрольных работ, имеющихся у преподавателей). Максимальное количество очков – 30 (10 за первый уровень и 20 – за второй).
Итоговая оценка выставляется в пятибалльной системе следующим образом:
  • 25-30 очков – 5 баллов
  • 20-24 очка – 4 балла
  • 16-19 очков – 3 балла
  • 11-15 очков – 2 балла
  • 7-10 очков – 1 балл
  • Если за задания первого уровня студент получает менее 7 баллов – 0 баллов (вне зависимости от успешности выполнения заданий второго уровня)
Максимальная оценка – 5 баллов

Критерии оценки работы с «Практикумом»:
5 баллов – полностью выполнены задания по отдельной теме (все задания, которые дал преподаватель)
3 балла – выполнено более половины заданий
1 балл – выполнено менее половины заданий
0 баллов – задания не выполнены
Максимальная оценка – 5 баллов

Критерии оценки при проведении промежуточных проверочных срезов по ответам на контрольные вопросы
  1. Полнота и правильность ответа
  2. Владение терминологией по теме
  3. Способность приводить примеры, видеть проблемы, формулировать вопросы
  4. Логичность и структурированность ответа
Максимальная оценка – 10 баллов в течение семестра

Критерии оценки творческой работы:
  1. Самостоятельность в выборе темы работы
  2. Самостоятельность в выборе научных источников информации
  3. Оформление работы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9-95
  4. Оригинальность подхода к выполнению работы
Максимальная оценка – 5 баллов

Критерии оценки практических заданий
При оценке «Психологического портрета» учитывается:
  1. «Портрет» написан на основе результатов не менее 3 методик
  2. Работа соответствует структуре психологического заключения:
·         Краткая характеристика методики
·         Описание результатов
·         Интерпретация результатов
·         Собственное согласие / несогласие с результатами, объяснение возможных причин несоответствия полученного ожидаемому
При оценке участия студента в прикладных исследованиях учитывается:
  1. Вклад студента в разработку теоретический части исследования
  2. Способность генерировать творческие идеи и предложения по процедуре проведения исследования
  3. Участие в проведении эмпирической части исследования
  4. Добросовестность в выполнении заданий организатора исследования
Максимальная оценка – 5 баллов

Критерии оценки аннотации
  1. Оформление работы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9-95
  2. Устное сообщение по содержанию работы или способность ответить на вопросы по ней
Примеч. При написании аннотации может использоваться любая научная литература по изучаемым темам, не входящая в список обязательной литературы для конспектирования или список источников для подготовки докладов.
Максимальная оценка – 5 баллов

Критерии оценки рефератов по персоналиям
  1. Оформление работы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9-95
  2. Устное сообщение по содержанию работы или способность ответить на вопросы по ней
  3. Четкость и структурированность изложения
  4. Выбор темы реферата осуществляется в соответствии со списком персоналий
Персоналии (темы для рефератов):
1.        Б. Г. Ананьев
2.        Н. А. Бернштейн
3.        Л. М. Веккер
4.        В. Вундт
5.        Л. С. Выготский
6.        П. Я. Гальперин
7.        Е. П. Ильин
8.        В. Кёлер
9.        Л. Колберг
10.     А. Ф. Лазурский
11.     А.Н.Леонтьев
12.     Н. С. Лейтес
13.     Б. Ф. Ломов
14.     А. Р. Лурия
15.     А. Маслоу
16.     В. С. Мерлин
17.     В. Н. Мясищев
18.     В. Н. Панферов
19.     Ж. Пиаже
20.     К. Роджерс
21.     С. Л. Рубинштейн
22.     В. М. Русалов
23.     П. В. Симонов
24.     Б. Скиннер
25.     Б. М. Теплов
26.     Д. Н. Узнадзе
27.     В. Франкл
28.     З. Фрейд
29.     Э. Фромм
30.     Х. Хекхаузен
31.     Э. Эриксон
32.     К. Юнг
Максимальная оценка – 3 балла

Критерии оценки участия в инновационных проектах:
  1. Логичность и структурированность высказываний
  2. Творческий подход к выбору темы дискуссий
  3. Культура ведения научной дискуссии
  4. Систематичность участия
Максимальная оценка – 5 баллов


[1] Теоретические основы психологии человека. Программа интегративной учебной дисциплины / Под ред. В. Н. Панферова. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2004. – 100 с.
[2] Микляева А. В., Волохонская М. С. Практикум по психологии человека. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2008. – 285 с.
[3] Виды работ выбираются преподавателем




Дидактические единицы к контрольным по общей психологии
1.    Душа и тело (Представление об объекте психологии):
1)    индивид
2)    личность
3)    индивидуальность
4)    соотнесение свойств личности и индивида
5)    объектный и субъектный подход к человеку
6)    психика
7)    основные направления психологии
8)    психология как наука
9)    история развития психологического знания
10)лаборатория В. Вундта – начало психологии как науки
2.    Преобразования человека и психики:
1)    филогенез
2)    онтогенез
3)    социализация
4)    виды социализации
5)    уровни отражения
6)    формы поведения
7)    происхождение сознания и ВПФ
8)    психика и нервная система
9)    развитие
10)закономерности индивидуального развития[1]
3.     Мотивационные психические образования:
1)    мотивация
2)    потребность
3)    мотив
4)    компоненты мотивации
5)    мотивация и деятельность
6)    полимотивация
7)    классификация потребностей
8)    теория мотивации достижения Х. Хекхаузена
9)    теории мотивации
10)мотивация различных видов деятельности
4.     Аффективные психические образования:
1)    эмоции
2)    чувства
3)    фрустрация
4)    аффект
5)    настроение
6)    стресс
7)    копинг и стрессоустойчивость
8)    виды эмоций (по Б.И. Додонову)
9)    компоненты эмоций
10)теории эмоций
5.     Психодинамические психические образования:
1)    понятие темперамента
2)    свойства темперамента
3)    теории темперамента
4)    нейродинамические свойства
5)    психодинамические свойства
6)    индивидуальный стиль деятельности
7)    концепция В.М. Русалова
8)    теория И.П. Павлова
9)    конституциональные теории темперамента
10)современные взгляды на темперамент
6.     Регуляторные психические образования:
1)    саморегуляция
2)    самоконтроль
3)    воля
4)    внимание
5)    произвольное/непроизвольное внимание
6)    беспомощность
7)    локус контроля
8)    свойства внимания
9)    теория Ю. Куля
10)теория П.К. Анохина
7.    Сенсорно-перцептивные психические образования:
1)    ощущение
2)    восприятие
3)    свойства восприятия
4)    анализатор
5)    пороги ощущений
6)    виды ощущений
7)    изменения чувствительности анализаторов
8)    иллюзии восприятия
9)    сенсорная депривация
10)сложные формы восприятия
8.    Мнемические психические образования:
1)    память
2)    запечатление
3)    воспроизведение
4)    представление
5)    виды памяти (по времени хранения информации)
6)    виды памяти (по характеру психической активности)
7)    забывание
8)    интерференция
9)    реминисценция
10)закономерности процессов памяти
9.    Интеллектуальные психические образования:
1)    мышление
2)    теории интеллекта
3)    виды мышления
4)    формы мышления
5)    операции мышления
6)    воображение
7)    операции воображения
8)    виды воображения
9)    когнитивные стили
10)теория Ж. Пиаже
10. Креативные психические образования:
1)    задатки
2)    одарённость
3)    способности
4)    сензитивный период
5)    концепция В.Н. Панфёрова
6)    интеллект и креативность
7)    общие и специальные способности
8)    творчество
9)    навыки и способности
10)дивергентное мышление
11.  Психомоторные психические образования:
1)    рефлекторная дуга – рефлекторное кольцо
2)    невербальная коммуникация
3)    сенсомоторный интеллект
4)    уровни организации движений
5)    идеомоторный акт
6)    психомоторика
7)    этапы формирования двигательного навыка
8)    виды движений (непроизвольные, произвольные, постпроизвольные)
9)    простые, сложные сенсомоторные реакции и сенсомоторная координация
10)принцип сенсорных коррекций
12.  Коммуникативно-речевые психические образования:
1)    функции речи
2)    свойства речи
3)    виды речи
4)    понятия
5)    мышление и речь
6)    значение и смысл
7)    язык
8)    язык и речь
9)    речь, язык и сознание
10)эгоцентрическая речь
13.  Нравственные психические образования:
1)    темперамент и характер
2)    определение характера
3)    черта характера
4)    акцентуация и дезадаптации
5)    акцентуации, их виды
6)    отношения
7)    мораль и нравственность
8)    теории характера
9)    стадии развития морали по Колбергу
10)теории морального развития
14.  Рефлексивные психические образования:
1)    психологические защиты
2)    рефлексия
3)    бессознательное
4)    уровни сознания
5)    личностный смысл
6)    сознание
7)    самосознание
8)    Я-концепция, самооценка
9)    картина мира
10)осознанность/неосознанность поведения и деятельности
15.  Организм и психика (Cвойства человека):
1)    объектные и субъектные свойства
2)    соматические свойства
3)    психические свойства
4)    психологические свойства
5)    духовные свойства
6)    соотнесение психических и психологических свойств
7)    конституция
8)    конституциональная теория Э. Кречмера
9)    гуморальная теория Гиппократа
10)психосоматика
16. Функции психики:
1)    имплицитные функции
2)    виды имплицитных функций
3)    эксплицитные функции
4)    виды эксплицитных функций
5)    соотнесение имплицитных и эксплицитных функций
6)    психологическая трансформация эксплицитных функций
7)    социально-психологическая трансформация эксплицитных функций
8)    социальная трансформация эксплицитных функций
9)    личностная трансформация эксплицитных функций
10)функции психики в процессах интериоризации и экстериоризации
17. Структура психики:
1)    психические явления
2)    психические свойства, процессы, состояния
3)    психические образования
4)    сравнение концепций структуры психики
5)    сущность концепций Горбатенко и Никандрова
6)    интериоризация
7)    экстериоризация
8)    структура психики в процессе интериоризации
9)    структура психики в процессе экстериоризации
10)история структурализма
18. Формы проявления психического (для самостоятельной работы):
1)    движения
2)    действия
3)    деятельность
4)    виды деятельности
5)    исследования движений, действий и деятельности
6)    поступки
7)    поведение
8)    внешность и её составляющие
9)    образы
10)познание человека человеком


Вопросы к экзамену по курсу «Психология человека»

  1. Психология как наука.
  2. Предмет психологии.
  3. История развития психологии как науки.
  4. Задачи и методы психологии.
  5. Понятие о человеке.
  6. Субъектный и объектный подходы в психологии.
  7. Понятие о человеке-индивиде. Пол и гендер.
  8. Понятие о человеке-индивиде. Возраст.
  9. Понятие о человеке-индивиде. Этнос.
  10. Понятие о человеке-личности.
  11. Понятие о человеке-индивидуальности.
  12. Свойства человека.
  13. Функции психики.
  14. Имплицитные функции психики.
  15. Эксплицитные функции психики.
  16. Структура психики.
  17. Интериоризация.
  18. Экстериоризация.
  19. Мотивационные психические образования. Потребности.
  20. Мотивационные психические образования. Мотивация и мотивы.
  21. Аффективные психические образования. Эмоции и чувства.
  22. Аффективные психические образования. Формы проявления.
  23. Аффективные психические образования. Стресс и фрустрация.
  24. Аффективные психические образования. Настроение и аффект.
  25. Психодинамические психические образования.
  26. Сенсорно-перцептивные психические образования. Ощущения.
  27. Сенсорно-перцептивные психические образования. Восприятие.
  28. Мнемические психические образования. Виды памяти.
  29. Мнемические психические образования. Процессы памяти.
  30. Психомоторные психические образования.
  31. Интеллектуальные психические образования. Интеллект.
  32. Интеллектуальные психические образования. Мышление.
  33. Интеллектуальные психические образования. Воображение.
  34. Регуляторные психические образования. Внимание.
  35. Регуляторные психические образования. Воля.
  36. Деятельность и ее виды.
  37. Сознание и бессознательное.
  38. Сознание и самосознание.
  39. Коммуникативно-речевые психические образования. Понятие и функции речи.
  40. Коммуникативно-речевые психические образования. Формы речи.
  41. Креативные психические образования.
  42. Нравственные психические образования.




[1] Периодизация развития (в разных направлениях психологии) – Г. В.

Комментариев нет:

Отправить комментарий