Вопросы к зачету по предмету "Психология" для 1 курса (социальная работа)
Часть I
- Психология как наука. Предмет и методы психологии.
- Основные понятия психологии.
- Эмоциональная сфера человека. Основные понятия.
- Эмоции и чувства: понятия и критерии различия.
- Стресс и фрустрация.
- Аффект и настроение.
- Работа горя.
- Ощущения и восприятие.
- Классификации и свойства ощущений.
- Понятия синестезии и сенсибилизации. Пороги ощущений.
- Ведущие каналы восприятия (репрезентативные системы) человека.
- Память и классификации ее видов.
- А.Р. Лурия. Маленькая книжка о большой памяти.
- Воля и внимание.
- Саморегуляция и выученная беспомощность. Факторы, повышающие риск формирование выученной беспомощности в образовательном процессе. Профилактика выученной беспомощности в образовательном процессе.
- Интеллект и мышление.
- Речь и мышление.
- Функции и формы речи.
- Виды мышления
- Темперамент и характер.
- Типологии характера. Акцентуации характера.
- Творчество и креативность.
- Понятие о человеке.
- Человек-индивид.
- Человек-личность.
- Человек-индивидуальность.
- Мотивация: основные понятия.
- Классификации мотивов и потребностей.
- Феноменология насилия.
- Деятельность и ее виды.
- Поведение, действие, поступок.
- Самосознание и Я-концепция.
- Структура личности и уровни сознания по З. Фрейду.
Часть II
- Психическое развитие в пренатальный период и в
младенчестве. Роды и период новорожденности.
- Психическое развитие в пренатальный период и в
младенчестве. Стили родительского воспитания. Привязанность.
- Психическое развитие в пренатальный период и в
младенчестве. Депривация. Сенсомоторный интеллект (Ж. Пиаже).
- Психическое развитие в раннем детстве и дошкольном
возрасте. Игра как ведущий вид деятельности
- Психическое развитие в раннем детстве и дошкольном
возрасте. Кризисы 3 и 6-7 лет. Понятие о психотравме.
- Психическое развитие в раннем детстве и дошкольном
возрасте. Готовность к школе (двигательная, мотивационная, интеллектуальная,
личностная, социально-психологическая и волевая готовность к школе).
- Психическое развитие в младшем школьном
возрасте. Понятие зоны ближайшего развития.
- Психическое развитие в младшем школьном
возрасте. Проблема адаптации к школе. СДВиГ.
- Психическое развитие в подростковом возрасте. Культурно-исторические
предпосылки возникновения подросткового возраста. Обряды инициации. Значимые другие
и референтная группа сверстников.
- Психическое
развитие в подростковом возрасте. Пубертат и дисморфофобия.
- Психическое
развитие в подростковом возрасте. Развитие самосознания. Акцентуации характера.
- Психическое
развитие в юности. Проблема самоопределения и идентичности.
- Психология
зрелых возрастов, старения и старости.
Часть I
- Психическое развитие в пренатальный период и в младенчестве. Роды и период новорожденности.
- Психическое развитие в пренатальный период и в младенчестве. Стили родительского воспитания. Привязанность.
- Психическое развитие в пренатальный период и в младенчестве. Депривация. Сенсомоторный интеллект (Ж. Пиаже).
- Психическое развитие в раннем детстве и дошкольном возрасте. Игра как ведущий вид деятельности
- Психическое развитие в раннем детстве и дошкольном возрасте. Кризисы 3 и 6-7 лет. Понятие о психотравме.
- Психическое развитие в раннем детстве и дошкольном возрасте. Готовность к школе (двигательная, мотивационная, интеллектуальная, личностная, социально-психологическая и волевая готовность к школе).
- Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Понятие зоны ближайшего развития.
- Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации к школе. СДВиГ.
- Психическое развитие в подростковом возрасте. Культурно-исторические предпосылки возникновения подросткового возраста. Обряды инициации. Значимые другие и референтная группа сверстников.
- Психическое развитие в подростковом возрасте. Пубертат и дисморфофобия.
- Психическое развитие в подростковом возрасте. Развитие самосознания. Акцентуации характера.
- Психическое развитие в юности. Проблема самоопределения и идентичности.
- Психология зрелых возрастов, старения и старости.
Вопросы к зачету по предмету "ОПП" для 1 курса (психологи)
- Психология как наука. Предмет и методы психологии.
- Основные понятия психологии.
- Понятие о человеке.
- Основные философский сентенции о человеке.
- Субъектный и объектный подходы.
- Человек-индивид.
- Пол как признак индивида.
- Возраст как признак индивида. Периодизации развития.
- Этническая принадлежность как признак индивида.
- Человек-личность.
- Человек-индивидуальность.
- Основные направления современной психологии.
- Бихевиоризм.
- Психоанализ.
- Гуманистическая психология.
- Этологический подход к психологии человека.
- Мотивационные психические образования. Основные понятия.
- Мотивационные психические образования. Классификации мотивов и потребностей.
- Аффективные психические образования. Основные понятия.
- Аффективные психические образования. Эмоции и чувства.
- Аффективные психические образования. Фрустрация и стресс.
- Аффективные психические образования. Аффект и настроение.
- ПТСР. Причины и формы проявления.
- СЭВ. Причины и способы преодоления.
- Феноменология насилия.
- Работа горя.
- Сенсорно-перцептивные образования.
- Мнемические психические образования.
- Регуляторные психические образования.
- Интеллектуальные психические образования.
- Психодинамические психические образования.
Вопросы для обсуждения по курсу "Психология развития человека в образовании"
- Воспитание, обучение, образование: смысл и соотношение понятий.
- Воспитание в исторической трансспективе и в контексте современности.
- Учение и обучение.
- Образование: информационная образовательная среда и архитектура образовательного процесса.
- Социализация, развитие, адаптация.
- Понятие и факторы социализации. Институты социализации.
- Семья как институт социализации. Стили родительского воспитания. Сиблинговые отношения.
- Школа как институт социализации. Классный коллектив. Социометрия.
- Проблемы виктимизации личности в образовании. Явление буллинга.
- Этапы и закономерности возрастного развития.
- Раннее детство. Привязанность.
- Дошкольный и младший школьный период в развитии человека. Адаптация к школе как психологическая проблема.
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВиГ). Роль минимальных мозговых фисфункций в формировании ММД. Адаптация ребенка с СДВиГ к образовательному процессу школы.
- Подростковй период в развитии человека. Понятие о референтной группе сверстников.
- Юношеский возраст. Проблема сепарации.
- Трудовой и послетрудовой этапы социализации в развитии человека.
- Насилие и жестокое обращение с детьми. Механизмы агрессивных действий и пути совладания с агрессией.
- Девиантное и делинквентное поведение. Феномен выученной беспомощности.
- Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) специалистов сферы образования.
- Тенденции отечественного образования: ЕГЭ, ФГОС, ПНПО.
- Тенденции отечественного образования, выявленные в международных исследованиях (на примере исследования PISA).
- Социализация и антисоциализация в виртуальном пространстве. Понятие клипового мышления и его роль в развитии и образовании личности.
Вопросы к экзамену по предмету "Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию", ФБЖ, январь 2015 г.
- История развития психологии как науки.
- История развития зарубежной и отечественной психологии (события, имена, даты).
- Предмет психологии.
- Отрасли психологии. Психология в системе наук.
- Методы психологии. Наблюдение, эксперимент, опросные методы, тесты.
- Основные направления психологии - психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология.
- Психоанализ, представители и основные идеи.
- Гуманистический подход в психологии, представители и основные идеи.
- Бихевиоризм, представители и основные идеи.
- Понятие о человеке-индивиде. Пол, возраст, этническая принадлежность.
- Понятие о человеке-личности.
- Понятие о человеке-индивидуальности.
- Мотивационные психические образования (потребности и мотивы человека). Мотивация учебной деятельности и ценностно-смысловая сфера личности.
- Аффективные психические образования (эмоции, чувства, фрустрация, стресс, настроение, аффект). Роль эмоций в развитии личности.
- Мнемические психические образования (память). Мнемотехнические приемы.
- Регуляторные психические образования (воля и внимание; выученная беспомощность; СДВиГ).
- Воля и саморегуляция. Средства управления вниманием.
- Сенсорно-перцептивные психические образования (ощущения и восприятие). Развитие наблюдательности.
- Интеллектуальные психические образования (мышление и интеллект).
- Креативные психические образования (способности и творчество). Биологическое и социальное в развитии способностей.
- Психодинамические психические образования (темперамент).
- Темперамент и характер. Проблема самовоспитания.
- Рефлексивные психические образования (самосознание). Изучение образа Я.
Вопросы к докладам, ППФ, заочное отделение
Темы от Микляевой А. В.
1. Мотивация достижения
Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения // http://lib.adtm.ru/lib/psy/hans_hekchausen/psychology_of_motivation_of_achievement
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса // http://vch.narod.ru/file.htm
2. Ценностные ориентации личности
Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей // http://www.orenport.ru/images/doc/kirjak111.pdf http://resort.wewillrich.com/2009/08/18/опросник-терминальных-ценностей-оте/
Морфологический тест жизненных ценностей // http://vch.narod.ru/file.htm
Психодинамические ПО
1. Формально-динамические характеристики темперамента
Концепция индивидуальности В.М. Русалова // Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал, 1986, том 7 №4. - С. 23-35 // http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/ch8_2.html
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова // http://vsetesti.ru/212/
Мнемические ПО
1. Автобиографическая память
Василевская К.Н., Кабардов М.К., Нуркова В.В. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти // http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/462-vasilevskaya-kabardov-nurkova16
Методика «Психологическая автобиография» // http://sbiblio.com/biblio/archive/burlachok_psi/03.aspx
2. Мнемотехнические приемы
Козаренко В. А. Учебник мнемотехники, 2002 // http://mnemotexnika.narod.ru/uchebnik.htm Авшарян Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. — Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008 // http://fb2lib.net.ru/read_online/98789 19.04.
Креативные ПО
1. Личностные предпосылки креативности
Дружинин В. Психология общих способностей // http://www.center-nlp.ru/library/s55/nlp/drujinin.html
Тест личностных предпосылок креативности Вильямса // http://www.klex.ru/930
2. Методики стимуляции креативности
Викентьев И.Л. Классификация технологий креатива // http://www.triz-chance.ru/tk_0.php
Койн К., Клиффорд П., Дай Р.Творческая мысль на коротком поводке // http://www.hbr-russia.ru/issue/37/8/
Рефлексивные ПО
1. Уровень притязаний
Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения // http://lib.adtm.ru/lib/psy/hans_hekchausen/psychology_of_motivation_of_achievement
Моторная проба Шварцландера // http://helpmenow.ru/claims.html
2. Феномен психологических защит
Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности // http://bukvovorot.ru/meygen/psikhicheskoe_zdorov'e_i_zahhitnye_mekhanizmy_lichnosti_(demina__ral'nikova__2000).html
Опросник Плутчика - Келлермана - Конте (Life Style Index) // http://vch.narod.ru/file.htm
Нравственные ПО
1. Локус контроля
Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология —СПб.: Издательство «Питер», 2000. // http://magistratura-mgpu.narod.ru/ (ссылка Егоров)
Опросник «Уровень субъективного контроля (УСК) // http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/psy-metodiks/20/155-usk
Темы от Семеновой Г. В.
- Критерии ПТСР. Методика Холмса-Раге.
- Работа горя. Василюк, Линдеманн, Гнездилов.
- СЭВ.
- Копинг-стратегии. Методика Хейма.
- Тревога и тревожность. Рейнгольд. Методика Спилбергера-Ханина.
- Методика Куликова ДС.
- ЦТО.
Вопросы к зачету по предмету "Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию" для ФСН и юр. факультета
- История развития психологии как науки.
- История развития зарубежной и отечественной психологии (события, имена, даты).
- Предмет психологии.
- Отрасли психологии. Психология в системе наук.
- Методы психологии.
- Профессиональная деятельность в сфере "человек - человек".
- Основные направления психологии - психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология.
- Ортодоксальный психоанализ и учение З. Фрейда о бессознательном.
- Аналитическая психология К. Юнга.
- Индивидуальная психология А. Адлера.
- Cоциокультурная теория К. Хорни.
- Концепция Э. Фромма.
- Гуманистические идеи А. Маслоу и К. Роджерса.
- Дж. Уотсон и Б. Скиннер: основные идеи бихевиоризма.
- Бихевиоризм.
- Гуманистическая психология.
- Субъектный и объектный подходы к человеку.
- Философские сентенции о человеке.
- Человек как индивид. Пол, возраст, этническая принадлежность.
- Человек как личность. Роль и статус.
- Человек как индивидуальность.
- Мотивационные психические образования (потребности и мотивы человека).
- Аффективные психические образования (эмоции, чувства, фрустрация, стресс, настроение, аффект).
- Мнемические психические образования (память).
- Регуляторные психические образования (воля и внимание; выученная беспомощность; СДВиГ).
- Сенсорно-перцептивные психические образования (ощущения и восприятие).
- Психомоторные психические образования (движение, действие, поведение, поступок, деятельность и ее виды).
- Интеллектуальные психические образования (мышление и интеллект).
- Креативные психические образования (способности и творчество).
- Коммуникативно-речевые психические образования (речь).
- Психодинамические психические образования (темперамент).
- Нравственные психические образования (характер).
- Рефлексивные психические образования (самосознание).
Список основных понятий для устного зачета по общей психологии (для студентов-психологов, 1 курс, 2014 год)
-
Психология
-
Психика
-
Популярная психология
-
Обыденное психологическое знание
-
Научное психологическое знание
-
Общая психология
-
Гуманистическая психология
-
Психоанализ
-
Гештальтпсихолог
ия
-
Неопсихоанализ
-
Бихевиоризм
-
Когнитивная психология
-
Необихевиоризм
-
Личностный рост
-
Самоактуализация
-
Субъектная активность
-
Номотетическая парадигма
-
Идеографическая парадигма
-
Нервная система
-
Научение
-
Поведение
-
Личное бессознательное
-
Коллективное бессознательное
-
Оперантное подкрепление
-
Онтогенез
-
Жизненный путь
-
Высшие психические функции
-
Индивид
-
Личность
-
Индивидуальность
-
Интегральная индивидуальность
-
Субъект деятельности
-
Психическое отражение
-
Психическая регуляция
-
Филогенез
-
Психофизиологиче
ский параллелизм
-
Локализационизм
-
Антилокализацион
изм
-
Культурно-истори
ческая концепция развития психики
-
Сенсорная психика
-
Перцептивная психика
-
Интеллектуальная психика
-
Сознание
-
Таксис
-
Безусловный рефлекс
-
Инстинкт
-
Рассудочная деятельность
-
Раздражимость
-
Чувствительность
-
Психические процессы
-
Психические свойства
-
Психические состояния
-
Психические образования
-
Антиципация
-
Саморегуляция
-
Самоконтроль
-
Воля
-
Внимание
-
Сдвиг мотива на цель
-
Градиент цели
-
Выученная беспомощность
-
Полноценное намерение
-
Объем внимания
-
Переключаемость внимания
-
Распределение внимания
-
Избирательность внимания
-
Концентрация внимания
-
Устойчивость внимания
-
Концентрация внимания
-
Отвлекаемость
-
Центральный фильтр внимания
-
Периферический фильтр внимания
-
Локус контроля
-
Интернальность
-
Экстернальность
-
Непроизвольное внимание
-
Произвольное внимание
-
Постпроизвольное внимание
-
Сенсорное внимание
-
Интеллектуальное внимание
-
Поисковая активность
-
Мотивация
-
Потребность
-
Мотив
-
Ценностная ориентация
-
Установка
-
Целевая установка
-
Смысловая установка
-
Операциональная установка
-
Объективация
-
Желание
-
Влечение
-
Интерес
-
Склонность
-
Витальные потребности
-
Мотивация достижения
-
Направленность личности
-
Физиологический компонент эмоций
-
Экспрессия
-
Психосоматическо
е заболевание
-
Переживание
-
Эмоция
-
Эмоциональная реакция
-
Чувство
-
Аффект
-
Стресс
-
Фрустрация
-
Дистресс
-
Копинг-поведение
-
Стрессор
-
Фрустратор
-
Функциональная система
-
Поведение типа А
-
Ощущение
-
Восприятие
-
Сенсомоторика
-
Перцепция
-
Перцепт
-
Анализатор
-
Рецептор
-
Раздражитель
-
Адаптация органов чувств
-
Сенсибилизация органов чувств
-
Диапазон чувствительности
-
Сенсорная организация человека
-
Сенсорная депривация
-
Константность восприятия
-
Апперцепция
-
Иллюзии восприятия
-
Перцептивное действие
-
Проприорецепция
-
Оперативная память
-
Интерференция
-
Имплицитная долговременная память
-
Кратковременная память
-
Сенсорная память
-
Представление
-
Образ
-
Первичный образ памяти
-
Запечатление
-
Сохранение
-
Воспроизведение
-
Узнавание
-
Забывание
-
Ассоциация
-
Механическое запоминание
-
Осмысленно запоминание
-
Произвольная паять
-
Непроизвольная память
-
Словесно-логичес
кая память
-
Импринтинг
-
Мнемотехника
-
Автобиографическ
ая память
-
Мышление
-
Воображение
-
Интеллект
-
Анализ
-
Синтез
-
Абстрагирование
-
Сравнение
-
Обобщение
-
Классификация
-
Наглядно-действе
нное мышление
-
Наглядно-образно
е мышление
-
Словесно-логичес
кое мышление
-
Дискурсивное мышление
-
Интуитивное мышление
-
Проблемная ситуация
-
Понятие
-
Суждение
-
Умозаключение
-
Агглютинация
-
Типизация
-
Схематизация
-
Гиперболизация
-
Коэффициент интеллекта
-
Репродуктивное воображение
-
Активное воображение
-
G-фактор
-
Вербальный интеллект
-
Невербальный интеллект
-
Конвергентное мышление
-
Дивергентное мышление
-
Сенсомоторный интеллект
-
Дооперациональны
й интеллект
-
Стадия конкретных операций
-
Стадия формальных операций
-
Когнитивный стиль
-
Полезависимость-
поленезависимост ь
-
Когнитивная простота-когнити
вная сложность
-
Рефлексивность-и
мпульсивность
-
Темперамент
-
Гуморальные теории темперамента
-
Конституциональн
ые теории темперамента
-
Соматотип
-
Принцип нервизма
-
Физиологические теории темперамента.
-
сензитивность,
-
активность-реакт
ивность,
-
темп реакций,
-
пластичность-риг
идность,
-
экстраверсия-инт
раверсия,
-
эмоциональная возбудимость
-
сила НС
-
уравновешенность НС
-
подвижность НС
-
работоспособност
ь клеток НС
-
чувствительность клеток НС
-
эргичность
-
факторные теории темперамента
-
акцептор действия
-
психодинамически
е свойства темперамента
-
нейродимамически
е свойства темперамента
-
индивидуальный стиль деятельности
-
ядро индивидуального стиля деятельности
-
нейротизм
Психология
Психика
Популярная психология
Обыденное психологическое знание
Научное психологическое знание
Общая психология
Гуманистическая психология
Психоанализ
Гештальтпсихолог ия
Неопсихоанализ
Бихевиоризм
Когнитивная психология
Необихевиоризм
Личностный рост
Самоактуализация
Субъектная активность
Номотетическая парадигма
Идеографическая парадигма
Нервная система
Научение
Поведение
Личное бессознательное
Коллективное бессознательное
Оперантное подкрепление
Онтогенез
Жизненный путь
Высшие психические функции
Индивид
Личность
Индивидуальность
Интегральная индивидуальность
Субъект деятельности
Психическое отражение
Психическая регуляция
Филогенез
Психофизиологиче ский параллелизм
Локализационизм
Антилокализацион изм
Культурно-истори ческая концепция развития психики
Сенсорная психика
Перцептивная психика
Интеллектуальная психика
Сознание
Таксис
Безусловный рефлекс
Инстинкт
Рассудочная деятельность
Раздражимость
Чувствительность
Психические процессы
Психические свойства
Психические состояния
Психические образования
Антиципация
Саморегуляция
Самоконтроль
Воля
Внимание
Сдвиг мотива на цель
Градиент цели
Выученная беспомощность
Полноценное намерение
Объем внимания
Переключаемость внимания
Распределение внимания
Избирательность внимания
Концентрация внимания
Устойчивость внимания
Концентрация внимания
Отвлекаемость
Центральный фильтр внимания
Периферический фильтр внимания
Локус контроля
Интернальность
Экстернальность
Непроизвольное внимание
Произвольное внимание
Постпроизвольное внимание
Сенсорное внимание
Интеллектуальное внимание
Поисковая активность
Мотивация
Потребность
Мотив
Ценностная ориентация
Установка
Целевая установка
Смысловая установка
Операциональная установка
Объективация
Желание
Влечение
Интерес
Склонность
Витальные потребности
Мотивация достижения
Направленность личности
Физиологический компонент эмоций
Экспрессия
Психосоматическо е заболевание
Переживание
Эмоция
Эмоциональная реакция
Чувство
Аффект
Стресс
Фрустрация
Дистресс
Копинг-поведение
Стрессор
Фрустратор
Функциональная система
Поведение типа А
Ощущение
Восприятие
Сенсомоторика
Перцепция
Перцепт
Анализатор
Рецептор
Раздражитель
Адаптация органов чувств
Сенсибилизация органов чувств
Диапазон чувствительности
Сенсорная организация человека
Сенсорная депривация
Константность восприятия
Апперцепция
Иллюзии восприятия
Перцептивное действие
Проприорецепция
Оперативная память
Интерференция
Имплицитная долговременная память
Кратковременная память
Сенсорная память
Представление
Образ
Первичный образ памяти
Запечатление
Сохранение
Воспроизведение
Узнавание
Забывание
Ассоциация
Механическое запоминание
Осмысленно запоминание
Произвольная паять
Непроизвольная память
Словесно-логичес кая память
Импринтинг
Мнемотехника
Автобиографическ ая память
Мышление
Воображение
Интеллект
Анализ
Синтез
Абстрагирование
Сравнение
Обобщение
Классификация
Наглядно-действе нное мышление
Наглядно-образно е мышление
Словесно-логичес кое мышление
Дискурсивное мышление
Интуитивное мышление
Проблемная ситуация
Понятие
Суждение
Умозаключение
Агглютинация
Типизация
Схематизация
Гиперболизация
Коэффициент интеллекта
Репродуктивное воображение
Активное воображение
G-фактор
Вербальный интеллект
Невербальный интеллект
Конвергентное мышление
Дивергентное мышление
Сенсомоторный интеллект
Дооперациональны й интеллект
Стадия конкретных операций
Стадия формальных операций
Когнитивный стиль
Полезависимость- поленезависимост ь
Когнитивная простота-когнити вная сложность
Рефлексивность-и мпульсивность
Темперамент
Гуморальные теории темперамента
Конституциональн ые теории темперамента
Соматотип
Принцип нервизма
Физиологические теории темперамента.
сензитивность,
активность-реакт ивность,
темп реакций,
пластичность-риг идность,
экстраверсия-инт раверсия,
эмоциональная возбудимость
сила НС
уравновешенность НС
подвижность НС
работоспособност ь клеток НС
чувствительность клеток НС
эргичность
факторные теории темперамента
акцептор действия
психодинамически е свойства темперамента
нейродимамически е свойства темперамента
индивидуальный стиль деятельности
ядро индивидуального стиля деятельности
нейротизм