Фильмы

Дорогие друзья!

Чтобы информация по той или иной теме была вам более понятной и легче усваивалась, я часто прошу вас посмотреть какой-то фильм и написать по нему эссе. Вот некоторые пожелания, которые сделают ваши эссе лучше.
Во-первых, рекомендую воздержаться от прочтения чужих статей и отзывов. Категорически не поддерживаю плагиат! Если все же вы нашли в какой-то Интернет-заметке нечто полезное для себя и читателя своего эссе, не забудьте поставить ссылку на эту публикацию (указать ее автора, название, http-ссылку на ресурс и дату обращения к ней). 
Во-вторых, просматривая фильм, всегда думайте о той теме, по которой он был рекомендован. Очень желательно смотреть фильм с блокнотом и ручкой в руках - дабы фиксировать по ходу действия цитаты и свои собственные мысли и переживания. 
Структура эссе мне видится следующей:

  1. Краткая общая информация о фильме: точное название, год выхода, режиссер, основанность на реальных или вымышленных событиях и проч. (см. субтитры).
  2. Краткий пересказ сюжета (о чем этот фильм по замыслу создателя картины?).
  3. Ваши размышления об увиденном. Соотнесение фактов, обозначенных в фильме, с актуальной психологической темой. Вопросы, которые родились в процессе просмотра картины. Выражение своего мнения о причинах событий, их следствиях и психологическом значении. Обязательное описание изучаемого психического образования (в соответствии с темой лекции, семинарского или практического занятия).
  4. Очень рекомендую при написании эссе задуматься о том, что больше всего понравилось и не понравилось в фильме. Что вызвало чувство противоречия? О чем этот фильм оказался для Вас лично - в чем его смысл, основная идея?
Формальные требования к эссе: шрифт Times N.R., 1,5 интервал, выравнивание по ширине, 1-2 страницы.

Иногда мы принимаем решение не писать эссе, а обсуждать просмотренные фильмы на практических (или лабораторных) занятиях. Тогда будут использоваться те же вопросы, что и при написании эссе.


Желаю удачи!

Темы и фильмы по ним

Методы психологии

"Эксперимент". Охарактеризуйте эксперимент как метод психологии. Какими достоинствами и ограничениями обладает этот метод? Какие этические нормы следует соблюдать при его проведении?

Направления психологии

"Фрейд". Опишите личность Фрейда. Охарактеризуйте психоанализ как метод помощи личности и как направление психологии.
"Конрад Лоренц: Гусиный отец". Научно-популярный фильм из цикла "Гении и злодеи" (проект Л. Николаева).
Каков научный вклад К. Лоренца? Какими проблемами он занимался? Какие факты его биографии свидетельствуют о том, что он был неординарным ученым? В чем отличие этологического направления от бихевиоризма?
"Лев Выготский: Неклассический психолог". Научно-популярный фильм из цикла "Гении и злодеи" (проект Л. Николаева).
Автором какой теории в психологии стал Л. С. Выготский? Что вы узнали о жизни Выготского, о его личности, о взаимоотношениях со властью? В каких отраслях научного знания применимы идеи Л. С. Выготского?


Аффективные психические образования (эмоции, чувства, переживания, стресс, настроение, аффект и проч.)

"Тайны любви" (фильм BBC). О каких физиологических, социальных и психологических особенностях любви рассказывается в фильме? Каковы культурно обусловленные и инвариантные способы выражения любви? Какие закономерности любви как процесса переживания отражены в фильме?
"Чудеса с небес". Что отягчало течение заболевания Анны? Что помогало ей справиться с болью? Какие ресурсы были актуализированы в сложной ситуации болезни ребенка? Какова феноменология веры? Есть ли у веры динамика? Каков ваш опыт переживания веры?
"Страх и трепет". Какие культурально обусловленные особенности проявления эмоциональных переживаний Вы обнаружили при просмотре фильма?
"Жутко громко и запредельно близко". Опишите феноменологию ПТСР.
"Психология чувств. Зависть". Опишите феноменологию зависти.
"Психология чувств. Обида". Опишите феноменологию обиды.

Мотивационные психические образования (мотив, потребность, ценность, цель, фрустрация, депривация)

"Форест Гамп". Что побуждало Фореста "бежать по жизни"? Какова функция комплекса неполноценности (по А. Адлеру) при формировании мотивационных психических образований?
"Джон". Какие именно потребности были депривированы у Джона? Каковы замещающие способы их удовлетворения? Можно ли выделить этапы во фрустрационных механизмах и в механизмах нарушения привязанности? Определите место потребности в надежной безопасной привязанности в теориях потребностей разных авторов. Определите тип привязанности, формирующийся у Джона.

Сенсорно-перцептивные психические образования (ощущения и восприятие)

"Цвет ночи". Почему (по каким причинам) у главного героя нарушается цветовосприятие? Почему именно красный цвет он перестает различать?
"Неуместный человек". Опишите динамику переживаний главного героя в связи с отсутствием эмоциональной и сенсорной стимуляции. Какие "плюсы" есть в мире, где нет никаких сенсорных чувств и эмоциональных переживаний? Что происходит, когда люди лишены чувствительности? 
"Чудо на Гудзоне". Какие особенности сенсорно-перцептивной организации (в том числе восприятия времени и времени реакции) демонстрирует герой фильма Салли (командир Чесли Салленбергер)? Какую роль в восприятии играет предшествующий опыт главного героя? Сколько времени после столкновения с птицами уходит на принятие решения о посадке на Гудзон; на саму посадку? Какие особенности восприятия и факторы не учитывали последующие имитации полета? Бывали ли у вас случаи быстрого (экстренного) принятия решения в сложной ситуации?

Психодинамические психические образования (темперамент и свойства нервной системы)


Психомоторные психические образования (движение, действие, поведение, поступок, деятельность в целом)

"Билли Элиот". Какие психомоторные способности главного героя показаны в картине? Докажите, что это способности.
"Крутая Джорджия". Опишите феноменологию насилия (на примере инцеста) с точки зрения факторов, препятствующих и способствующих его распространению.
"Я больше сюда никогда не вернусь". Опишите феноменологию насилия, представленную в этом фильме. Назовите виды насилия. Каковы причины и следствия насилия?

Регуляторные психические образования (воля и внимание)

"Звездочки на земле". Какого рода нарушения процессов воли и внимания обнаруживаются у главного героя фильма Ашана? Каковы причины этих нарушений? Что помогает Ашану с ними справиться? В чем состоит плата за способности (на примере Ашана и его учителя)?


Коммуникативно-речевые психические образования (речь)

"Король говорит". Назовите причины речевых нарушений у короля Великобритании Георга VI. Опишите условия, при которых заикание уменьшалось. Какие приемы и технологии использует специалист по речи (логопед) Лайонел Лог для того, чтобы помочь королю справиться с речевым дефектом? Какие ресурсы позволили Георгу VI справиться с заиканием?
"Тэмпл Грандин" (2010). Каковы особенности аутиста? Как такие люди контактируют с миром?

Мнемические психические образования (память)

"Музыка не смолкала" ("Музыка продолжала играть"; по произведению Оливера Сакса "Последний хиппи"). Почему у героя фильма (Гэйбриела) возникают проблемы с памятью? Какую роль сыграло восприятие музыки в восстановлении когнитивных функций героя? Что делала музыкальный терапевт, чтобы к Гэйбриелу вернулась память? Как в музыкальных предпочтениях героев фильма (отца и сына) проявились их личности и особенности детско-родительских отношений? Почему именно музыкальные произведения так хорошо припоминались герою фильма; какие именно воспоминания воскрешала музыка в памяти героя? Какие особенности и закономерности памяти продемонстрированы в фильме?
Подумайте о своей жизни и о том, какие именно музыкальные произведения наиболее значимы для Вас. С какими событиями связана эта музыка? Что, помимо музыки, могло бы Вам помочь припомнить конкретный опыт, те или иные события жизни?
"Все еще Элис". Какого рода когнитивные трудности возникли у героини фильма Элис? Как эти трудности прогрессировали? Что позволяло адаптироваться к ним; кто помогал героине преодолевать эти трудности? Переживала ли она эмоционально эти трудности?


Интеллектуальные психические образования (интеллект, мышление)

"Умница Уил Хантинг". Каково соотношение интеллектуальной и эмоциональной составляющих в жизни главного героя?
"Пудра"(1995). В  чем причина одаренности главного героя? Как на одаренность героя реагируют окружающие люди? его сверстники? Какую психологическую цену платит главный герой за свою одаренность? Существует ли смысл в одаренности? Почему в фильме противопоставляется  техническое и гуманитарное знание (идея А. Эйнштейна о том, что техническое развитие опережает гуманитарное)? Приведите примеры из собственной жизни, когда можно сказать, что техническое развитие опережает гуманитарное.
"Стажер" (2015, в главной роли - Роберт де Ниро). В чем специфика "старого" и "нового" поколений (стилей мышления)? Какие сильные стороны главной героини Вы можете отметить? Как особенности ее мышления помогли ей добиться успеха в бизнесе? Какие сильные стороны главного героя помогают главной героине преодолеть сложную ситуацию? Приведите конкретные примеры столкновения "старого" и "нового" типов мышления ("простиииии", "смайлики"…).
"Клиповое мышление" (2014). Каковы особенности понятийного и клипового мышления? В чем заключаются их основные отличия? Какое мышление является более функциональным и в каких именно ситуациях?

Креативные психические образования (способности, творчество)

"Спасти мистера Бенкса". В чем заключаются основные творческие достижения Уолта Диснея и Памелы Трэверс? Как события их жизненного пути повлияли на их творческие планы? Какова роль творчества в совладании с жизненными трудностями и детскими травмами?
"Волшебная страна". Какие особенности креативности писателя Барри показаны в фильме?
"Андрей Рублев". Опишите особенности креативности личности на примере Андрея Рублева с учетом исторической эпохи.
"Куда приводят мечты". Какую роль мечты играют в жизненном творчестве?
"Театр". С какими проблемами сталкивается талантливая актриса на закате своей карьеры? Что переживает человек, посвятивший себя творчеству, когда его жизненный путь в искусстве заканчивается?


Рефлексивные психические образования (сознание и самосознание)

"Три лица Евы". Опишите феноменологию расстройства, называемого в фильме "раздвоением личности". В чем опасность этого расстройства? Какие личностные особенности Евы Вы можете отметить? Какое травмирующее событие послужило пусковым механизмом для развития расстройства? Какими были субличности Евы - Ева Блэк, Ева Уайт, Джейн? Какие функции в личности Евы играла каждая субличность? Что помогло Еве справиться с "расщеплением" личности на субличности, какие факторы играли роль в процессе исцеления? 

Нравственные психические образования (характер)

"Мэри и Макс". Опишите особенности жизни и личность Мэри. Опишите особенности жизни и личность Макса. Охарактеризуйте типичного "аспи" - человека с синдромом Аспергера. Что именно в личности Мэри и в личности Макса позволило им так долго дружить? Какие условия препятствовали этой дружбе и что позволило персонажам мультфильма их преодолеть? Почему для рассказа о дружбе Мэри и Макса был выбран мультипликационный фильм?
"Забытая мелодия для флейты". Что есть нравственность и безнравственность в характерах главных героев?
"Мачеха" (отечественный фильм - с Т. Дорониной, американский - с Дж. Робертс). Какие особенности привязанности и переживания утраты продемонстрированы в фильмах? Какие личностные качества позволяют этим женщинам принимать детей?
"Корчак". Опишите личность Януша Корчака. Почему он принял решение, противоречащее инстинкту жизни?




Комментариев нет: