четверг, 8 марта 2012 г.

Коммуникативно-речевые психические образования

Второй курс почти закончил освоение этой темы.

Самоукина Н. В. Голос как фактор успеха в бизнесе

Фильм "Король говорит" (Реж. Том Хупер) - вот что хочу предложить студентам, интересующимся проблемами голоса и речи.

Кто посмотрел фильм "Эксперимент"? Тоже актуально в связи с темой поведения человека в ситуации идентификации с теми или иными ролями. Каким становится общение, если роль "берет верх"? Жду ваших комментариев.

2 комментария:

  1. Посмотрел фильм "Эксперимент" Пола Шойринга, тот, что 2010 года. Впечатлил, немецкую картину я не видел, поэтому перестрахован от сравнения.
    В большинстве экспериментов одну выборку разделяют на две, но предварительно эту выборку нужно создать. Испытуемым дают анкету и обещают четырнадцать тысяч долларов к концу эксперимента. На начальных этапах каждого сажают в небольшую "камеру", в которой показывают видео нарезку со сценами насилия и измеряют показатели ЭЭГ и сердцебиения. Подборка кадров действительно ужасает и смотреть ее довольно не приятно.
    Началом эксперимента служит разделение на две группы: заключенные и тюремщики (надзиратели) - вот тут и начинается, с точки зрения социальной психологии, самое интересное, а именно появление у каждого из испытуемых новой социальной роли. Сюжет вертится вокруг двух участников эксперимента, отчетливо показано, что новая социальная роль кардинально деформирует личность как одного, так и другого героя.
    Первый - сорока двух летний мужчина, живущий со своей матерью-инвалидом, которая его оскорбляет, а он вынужден подчиниться. Роль сына, который должен заботиться о своей матери, терпеть все тяготы и лишения, ведь она же мать! Но под маской заботящегося отпрыска скрывается накопившаяся злость и агрессия к матери. Новая роль тюремщика позволила обрести не только номинальную власть, но и вскрыть люк, ведущий в бессознательное, где гниет и бурлит ненависть и злоба.
    Второй же герой - простой хиппи, который никогда никого не ударил, говорил о том, что «зуб за зуб» лишь развязывает войны" и мирно отпускал таракана лежа в камере. Человек, который готов подставить вторую щеку и при этом не потерять чувство собственного достоинства, идет против системы правил, которые разработали экспериментаторы, и оказывается на пути "нового обличия" некогда терпеливого сына. Начинается столкновения принципов: первый герой находит объяснения своим жестоким поступкам руководствуясь лишь правилам, при этом ломает морально второго, который призывает к здравому смыслу.
    Здравый смысл потерян после убийства одного из заключенных - это послужило последней каплей.
    Вербальная агрессия переливается в физическую и эксперимент выходит из под контроля и принципы двух сторон рушатся и все обезличиваются: тюремщики, ранее испытывавшие власть, бегут от объекта своих истязаний - заключенных. Животная схватка под занавес картины жестока. В этой схватке нет людей, люди превратились в животных, маски новых социальных ролей превратились в волчьи пасти, а обличия лидеров - в вожаков двух стай. Красная лампа - как сигнал окончания эксперимента, будто срывает маски обнажая человеческую натуру. немая сцена осознания масштабов трагедии, осознание цены полученных денег - ужасна.
    Власть перекрывает принципы, превосходство власти обезличивает.

    ОтветитьУдалить
  2. Общение подчинено роли. Немая сцена...

    ОтветитьУдалить